Сетецентрическая система мониторинга территории
Данная региональная система призвана стать связующим звеном между существующими и создающимися разнообразными системами мониторинга (видеонаблюдение, охранно-пожарная сигнализация, системы оповещения, учет услуг ЖКХ, экологический мониторинг и иные системы) различной принадлежности и многочисленными ведомственными информационными и управленческими системами уровня субъекта Федерации.
Целями создания информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности (СОБЖ) региона являются:
- повышение уровня личной безопасности граждан и повышение уровня защищенности личной собственности граждан;
- обеспечение оперативного мониторинга и гарантированной защиты и управляемости важнейших элементов ркгиональной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения;
- существенное повышение оперативности принятия решений при ликвидации (предотвращении) чрезвычайной ситуации;
- существенное улучшение качества принимаемых управленческих решений за счет повышения качества, своевременности и объективности получаемой информации;
- улучшение координации действий различных ведомств при ликвидации (предотвращении) чрезвычайной ситуации;
- существенное снижение затрат на создание и обслуживание СОБЖ;
- снижение затрат на управленческую деятельность.
В качестве модели такой системы предлагается использовать сетецентрическую систему обработки и передачи информации, а также принятия решений.
Основными элементами такой системы должны быть:
- Максимально высокий охват объектов защиты средствами мониторинга. Необходимо провести региональную инвентаризацию средств мониторинга (включая принадлежащих негосударственным организациям). По результатам, на основе общефедеральной методики каждый объект защиты и каждое средство мониторинга будет получать уникальный идентификационный номер, отражающий, в том числе, его тип, назначение, принцип работы. Должна также существовать максимально точная географическая идентификация объектов защиты и средств мониторинга как составная часть уникального идентификационного номера. Для этого должны использоваться координаты ГЛОНАСС. Это позволит строить пространственные модели чрезвычайных ситуаций в произвольной геоинформационной системе (ГИС) или даже без таковой.
- Наличие географически распределенных (максимально приближенных к объектам защиты и средствам мониторинга) систем обработки информации – локальных узлов («Агентов»). Данные узлы способны идентифицироватьи классифицироватьугрозыпо формальным правилам и приниматьформализованные решения. Локальные узлы имеют горизонтальныеинформационныеи управленческиесвязимежду собой («информационная решетка») свозможностью«перехвата» управления (например, в случае выхода из строя) и последующего «возврата» управления. «Агенты» представляют собой сетевые компьютеры промышленного исполнения. В своем составе они могут иметь модули шифрования трафика.
- Информирование «Агентами» о событиях органов власти и управления (в соответствии с заложенной иерархией) на основе электронного документооборота,включаяпроцедуру«эскалации проблемы».Каждый «Агент» имеет собственную уникальную цифровую подпись. Информация о событиях отправляется адресатам в форме электронного документа (например, в формате XML). Такие документы интерпретируются АИС каждого ведомства по собственным правилам. Передачу информации «Агент» может вести по различным видам каналов связи с возможностью автоматического перехода на резервные каналы. Электронный документооборот должен реализоваться в соответствии с Федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота».
Показателями эффективности внедрения предлагаемой системы должно стать:
- Повышение уровня личной безопасности граждан – Снижение уровня преступности.
- Обеспечение оперативности мониторинга объектов защиты – Снижение уровня аварийности, снижение ущерба от ЧС.
- Повышение оперативности принятия решения – Сокращение времени реагирования на ЧС, снижение ущерба от ЧС.
- Улучшение координации взаимодействия – Сокращение времени реагирования на ЧС, снижение ущерба от ЧС.
- Снижение затрат на создание и обслуживание СОБЖ – Экономия бюджетных средств.
- Снижение затрат на управленческую деятельность - Экономия бюджетных средств.